Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
';

Значение занимательного математического материала
для всестороннего развития детей

 

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего раз­вития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтере­совывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, за­креплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, ло­гических упражнений. Они настой­чиво ищут ход решения, который ве­дет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается поло­жительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мысли­тельную активность. Ребенку инте­ресна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, ­ которая увлекает его.

При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практичес­кими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обду­мывание хода, предугадывание ре­зультата, предположение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, т. е. как бы внезапно приходят к пра­вильному решению. Но эта внезап­ность, кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании прак­тических действий и обдумывания.

Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообраз­ный материал, созданный математиками, педагогами, методистами.

Классифицировать его можно по раз­ным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленнос­ти на развитие тех или иных умений.

Исходя из логики действий, осу­ществляемых тем, кто решает задачу,

разнообразный элементарный зани­мательный материал можно класси­фицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, раз­вивающие (дидактические) игры и упражнения.

Из всего многообразия занима­тельного математического материа­ла в дошкольном возрасте наиболь­шее применение находят дидакти­ческие игры. Основное назначение их - обеспечить упражняемость де­тей в различении, выделении, назы­вании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со спосо­бами действий. Каждая из игр реша­ет конкретную задачу совершенст­вования математических (количест­венных, пространственных, времен­ных) представлений детей.

Пример: Найди и назови (для детей средней группы)

Цель. Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета.

Правила. Ответ следует сразу за вопросом; называть все указан­ные в вопросе признаки (цвет, раз­мер). Выполнивший эти условия ре­бенок берет фигуру себе. Игровые действия включают элементы зани­мательности, соревнования.

Ход игры. На фланелеграфе (магнитной доске) раскладывают в беспорядке 10-12 геометрических фигур (круги, квад­раты, треугольники, прямоуголь­ники) разного цвета и размера. Вос­питатель, а затем и ведуший игру ребенок говорит: «Кто нашел боль­шой круг?», «Кто нашел маленький синий квадрат?» и т. д. Ребенок, пра­вильно и быстро показавший и на­звавший фигуру, берет ее себе. В конце подсчитывают, сколько у ко­го фигур, объявляют победителей.

В формировании у детей матема­тических представлении широко ис­пользуются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидак­тические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычно­стью постановки задачи (найти, до­гадаться), неожиданностью препод­несения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки). Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской само­стоятельности, роли педагога.

Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовать задачи познавательного развития детей.

Основная цель использования дидактического материала: научить решать логические задачи на разбиение по свойствам; ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером; усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления; развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения; развитие творческих способностей.

Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач. Работая с палочками Кюизенера, ребята в детском саду знакомятся со своеобразной цветной алгеброй, готовясь к изучению школьной алгебры значительно раньше, чем предусмотрено программой. Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Цель использования палочек Кюизенера: развитие способности группировать предметы по цвету и величине; освоение способов измерения с помощью условной мерки; развитие количественных представлений, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов; развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие.

Изготовить палочки-полоски можно самим, используя определенные параметры. (демонстрация)

B комплексном подходе к воспи­танию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловаж­ная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска отве­та, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объяс­няется значение занимательных за­дач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упраж­нений с занимательным математи­ческим материалом дети овладевают умением вести поиск решения само­стоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, при­водящего в конечном результате к решению (правильному или оши­бочному). Систематическое упраж­нение в решении задач таким спо­собом развивает умственную актив­ность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной за­даче, инициативу.

К математическим развлечениям относится: голово­ломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадок­сальностью результата.

Например, головоломки могут быть арифмети­ческими (угадывание чисел), геомет­рическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки), буквенными (анаграммы, кроссворды, шарады). Есть головоломки, рассчитанные только на игру фантазии и воображения.

Например:

1.    Из счетных палочек по образцу составить геометрические фигуры.

2.    Из ниток составить последовательно фигуры: круг и овал, большие и маленькие квадраты, треугольник и т. д.

Математические игры - это те игры, в кото­рых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (ре­шения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или зада­чи. По ходу решения требуется при­менение математических методов и умозаключении.

Приводим математи­ческую игру для детей старшего до­школьного возраста.

Отгадай число

Цель. Закрепить умение детей сравнивать числа.

Ход игры. По заданию веду­щего ребенок должен быстро назвать число (числа) меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9 и т. д. Ребе­нок, выполнивший условия игры, по­лучает флажок. При делении детей на 2 группы ответивший неправильно выбывает из игры.

В дошкольном возрасте с целью развития мышления детей используют различные виды несложных логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск чисел, на поиск недостающих в ряду фигур и т. д.

Например:

1.    Которая из геометрических фигур здесь лишняя и почему? (рисунок)

2.    Найди и покажи на чертеже 5 треугольников и 1 четырехугольник. (рисунок)

В подготовительной к школе группе используется еще один вид логических задач - задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой. Обучение детей решению задач такого типа должно быть направлено на формирование у ребят умений осуществлять последовательные мыслительные операции. Они заключаются в анализе и сравнении 2 групп фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных каждой группе, их сопоставлении, установлении на этой основе отличия фигур, составляющих ту и другую группу.

Например на поиск признака отличия одной группы фигур от другой:

1.    На одной картинке все люди одеты в синюю одежду, а на другой в красную. (рисунок)

2.    Даны три ряда флажков разной формы, цвета. Найти, какого флажка не хватает в третьем ряду. Рисунок -(труегольный в полоску)

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Детей увлекает результат - составить увиденное на образце или задуманное.

Например: игра «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пифагор» и др. можно изготовить самим. (пример игры).

Из многообразия математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи-шутки.

В загадках математического содержания анализируется предмет с количественно, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения.

Например:

1.    Два конца, два кольца, посередине гвоздик (ножницы);

2.    Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать (часы) и т. д.

Задачи-шутки - это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения в большей мере надо проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора. Назначение таких задач состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными.

Например:

1.    Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг).

2.     В снег упал Сережка,

А за ним Алешка,

А за ним Маринка,

А за ней Иринка.

А потом упал Игнат,

Сколько будет всех ребят? (5)

Выводы:

Занимательный математический материал является хорошим сред­ством воспитания у детей уже в до­школьном возрасте интереса к мате­матике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредото­чивать внимание на проблеме.

Таким образом, дидактические игры и игро­вые упражнения математического содержания - наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математичес­кого материала. В процессе обуче­ния дошкольников математике игра непосредственно включается в заня­тие, являясь средством формирова­ния новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятии время.

В ходе усвоения детьми способов решения логических задач на поиск недостающей фигуры и задач на нахождение признаков отличия основным в методике обучения является направление педагогом анализа задач. Детям сообщается лишь общий метод поисков решения путем зрительного и мыслительного сопоставления. Процесс анализа и решения задачи тесно переплетается с доказательством решения.

Методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы) способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.


 

 

«Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников»

 

   Современный ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа - средой. Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимают всё большее место в досуговой деятельности дошкольников, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности.
            Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, компьютер приходит к ребёнку как универсальная увлекательная игрушка, которую педагог может и должен использовать как уникальную возможность для разнообразия и индивидуализации воспитательно-образовательного процесса, развития высших психических функций; создания коммуникативной мотивации и развития навыков общения; развития интеллекта, познавательных интересов, творческих способностей.
Занятия по информатике я строю таким образом, чтобы помочь дошкольникам научиться общаться с компьютером, заинтересоваться информатикой, закреплять знания, уже полученные на повседневных занятиях и найти ответы на вопросы, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни.
         Современные компьютерные игры для детей, используемые на занятиях, должны быть доступны для понимания, что даёт возможность ребенку почувствовать уверенность в себе, ставит его в ситуацию успеха, что особенно важно для развития полноценной личности.
          В своей работе с детьми использую программы из серии «Новый диск», такие, как «Письмо для Чебурашки», «Фантазёры. Талантливый дизайнер», «Я и моё тело», «Занимательная наука. Всемирная история», «Прогулки с динозаврами», «Вопросы о животных». Большинство заданий имеет несколько уровней сложности, что даёт возможность ребенку научиться оценивать свои силы и получать положительные результаты каждому по своей индивидуальной программе.
         Каждое занятие включает несколько видов деятельности, сменяющих друг друга: это беседа, компьютерная игра, индивидуальные игровые задания или дидактические игры.
         Важно отметить, что на занятиях должны строго соблюдаться Санитарно-эпидемиологические нормы: требования к технике, освещению, продолжительности занятий; проводиться профилактические упражнения для глаз и физкультминутки.
Помимо компьютерных игр на занятиях возможно использование различных логических заданий, что даёт в комплексе наиболее высокий результат. В компьютерных играх дети оперируют в основном символами и знаками, поэтому им должны предшествовать игры с реальными предметами, игрушками. Важно знать, что использование дошкольниками компьютера не цель, а средство воспитания и развития творческих и интеллектуальных способностей ребёнка. Конечно, ребенок должен прежде всего научиться управлять компьютером, понимать символы, принятые в компьютерных играх (интерфейс). Когда компьютер будет дошкольнику понятен, тогда с посредством игровых программ и будут достигаться необходимые воспитательные и образовательные цели.
          Целью моей работы в данном направлении является расширение возможностей использования современных информационных компьютерных технологий в практике работы ДОУ, способствующих повышению качества подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, содействию освоения детьми дошкольного возраста элементарной компьютерной грамотностью, созданию условий для успешной социализации детей в обществе, формированию у детей самостоятельности, целеустремленности, умения ставить перед собой задачу и добиваться её решения, нормализации эмоционально- волевой и личностной сферы дошкольников.
Задачи :
1. Интеллектуальное и познавательное развитие:

·         формирование у детей старшего дошкольного возраста способности к пониманию и решению интеллектуальных задач, перевод внешних мыслительных действий во внутренний план;

·         развитие высших психических процессов: восприятия, внимания памяти;

·         развитие ассоциативного, образного, пространственного мышления;

·         развитие сенсомоторных способностей;

·         пополнение математических знаний и умений;

·         пополнение словарного запаса и развитие речи;

·         расширение представлений об окружающем мире.


2. Развитие творчества:

·         развитие художественных способностей;

·         развитие творческих способностей.


3. Развитие компьютерных умений:

·         развитие навыков управления компьютером;

·         развитие умения понимать интерфейс игровых программ;

·         развитие мелкой моторики рук;

·         развитие пространственного мышления;

·         пополнение знаний об устройстве компьютера.


В работе с детьми опираюсь на следующие принципы:
1. От элементарного управления компьютерной программой к более сложному.
2. От постоянного руководства к самостоятельной работе.
3.Чередование самостоятельной работы детей, работы в парах и фронтальной работы.
4. Частая смена видов деятельности.
5. Тесная связь компьютерной игры с дидактической.
6. Подбор игр и заданий, имеющих различную степень сложности.
Структура проведения занятия .
При построении занятия учитываются возрастные психические и физические особенности детей старшего дошкольного возраста. Занятие проводится подгруппами по 6 человек, два раза в неделю во второй половине дня, длится 30 минут.
Каждое занятие комплексное. Оно включает в себя III этапа.
I этап – подготовительный.
Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, которые помогут ему справиться с поставленной задачей.
Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.
II этап – основной.
Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.
III этап – заключительный
Необходим для снятия зрительного (проводится гимнастика для глаз), мышечного и нервного напряжений ( физ.минутки, точечный массаж, расслабление под музыку).
Продолжительность каждого этапа занятия:
1 этап – 10 минут,
2 этап – 15 минут
3 этап – 5 минут.
         После каждого занятия проветривание помещения.
         Для наилучшего усвоения детьми разделов данной программы, необходимо строить свою работу на диагностической основе. Во время игры не акцентирую внимание ребенка на то, что его диагностирую, а перед ним ставлю определенные дидактические задачи, которые ребенок должен решить самостоятельно, и он «просто играет». Важно, чтобы во время компьютерных игр ребенок был раскрепощен, свободно владел компьютером, несмотря на то, что это новый вид игры.
         Критериями оценки усвоения разделов программы служит самостоятельность ребенка, показанная в играх: ребенок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачей даже с помощью взрослого – это говорит о низком уровне развития; на среднем уровне – справляется с помощью взрослого, а на высоком – выполняет задание самостоятельно.
         Диагностика проводится два раза в год.
         Результаты диагностики и анализ усвоения детьми программы использую для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в усвоении программы, обратить внимание воспитателей и специалистов на проблему и совместно решить её.
Ожидаемые результаты.
         В результате работы с детьми старшего дошкольного возраста в данном направлении мы получим следующие результаты:
         Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о возможностях компьютера, как современного инструмента для получения и обработки информации.
         Формирование начальных навыков работы на компьютере.
         Преодоление психологического барьера при работе на компьютере. Формирование навыков учебной деятельности: умения принимать и ставить учебно-познавательную задачу, умения слышать и следовать указаниям, умения планировать собственную деятельность и работать по алгоритмам, умения контролировать ход деятельности и оценивать результаты собственной деятельности.
         Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления.
         Дошкольники приобретут самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость; будут приобщены к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

Оригами - как метод развития творческих способностей дошкольников.


«Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее»
                                                                                                                     Поль Торренс

Возрастание разнообразия и сложности процессов, возникающих в современном мире, обуславливает необходимость обучения, воспитания и развития людей, обладающих творческим мышлением и способностью к нестандартному разрешению проблем.

По мнению большинства исследователей, творческие способности не являются синонимами способностей к обучению.

В школьных занятиях главенствующая роль, безусловно, принадлежит коре левого полушария головного мозга, отвечающего за логику и речь. Восприятие же структур, связей, чувство прекрасного – это функции правого полушария, ответственного за творческое мышление, интуицию, воображение. Самые большие достижения отмечены интеграцией обоих полушарий. В детях нужно развивать оба пути познания. Для этого следует использовать такие виды деятельности, в которых задействованы обе руки.

Для развития творческих способностей детей необходимо расширение содержания учебной деятельности, которое может быть осуществлено в результате взаимодействия основного и дополнительного образования, которое предполагает свободный выбор ребенком вида и формы деятельности и ориентировано на выявление и развитие в процессе занятий интересов и способностей.

Дополнительное образование не только существенно расширяет знания о творческих возможностях и потенциале обучаемых, но и развивает их, и обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности.

Учебная деятельность в дополнительном образовании средство создания условий для непрерывного учебного диалога между педагогами и детьми, формирующего активное отношение к учению и позволяющее реализовать творческие способности каждого ребенка (активная деятельность за пределами основных учебных занятий).

Задатки – это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.

Способности – динамические образования, формирование и развитие которых происходит в деятельности и общении. К развитию способностей приводит интеллектуальная деятельность, которая мотивирована познавательной потребностью.

Выделяют следующие уровни способностей:

репродуктивный, который обеспечивает высокое умение осваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Следует учитывать, что репродуктивный уровень включает творческие элементы, и наоборот.

Творчество (креативность) это способность удивляться и познавать, это умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Понятие «креативность» в контексте психологического знания приобрело значение только к началу 50-х годов. Главными идеологами «психометрического» подхода к исследованию креативности стали Дж. Гилфорд и Э.П.Торренс.

Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией.

Конвергентное мышление (схождение) – когда человеку надо на основе множества условий найти единственно верное решение (тождественно интеллекту).

Дивергентное мышление (расхождение) – «тип мышления, идущего в различных направлениях» (варьирование путей решения проблемы), приводит к неожиданным выводам и результатам (творческое мышление).

Дальнейшее продолжение эта программа получила в исследованиях Торренса, который рассмотрел более полусотни формулировок. В итоге остановился на определении креативности как естественного процесса, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности. Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, облегчающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты.

Высокие показатели тестов креативности у детей не гарантируют их творческие достижения, а лишь свидетельствуют о высокой вероятности их проявления. Торренс предложил модель из трех частично пересекающихся окружностей, соответствующих творческим способностям (уровень), творческим умениям (овладение знаниями и технологией) и творческой мотивации (стремление к новому). Высокий уровень творческих достижений может ожидаться только при совпадении всех этих трех факторов.

Неотъемлемой частью творчества является воображение.

Воображение можно определить как оперирование разнообразными образами, которые создались в прошлом опыте человека, как следы, оставшиеся после восприятия разных предметов и явлений. Если в данный момент эти образы просто актуализируются один за другим, то это процессы долговременной памяти. Если же вслед за актуализацией образов памяти происходит их перекомбинация, конструирование новых образов, которых еще не было в сознании данного человека, следует говорить о работе воображения … Таким образом, воображение – это способность, которая в большей мере зависит от прошлого опыта человека и, следовательно, может быть развита путем целенапрвленной тренировки.

По характеру происхождения воображение можно разделить на репродуктивное (воссоздающее, неоригинальное – вторичный образ) и продуктивное (оригинальное – первичный образ). Совершенствуя репродуктивное воображение, мы тем самым создаем необходимые предпосылки для развития продуктивного воображения.

Степень выраженности творчества: не творческие работы – копии чужих работ; полутворческие работы – работы с частичным изменением образца и творческие работы – оригинальные работы.

Одним из способов выявления и развития творческих способностей детей являются занятия оригами.

Искусство оригами зародилось в Японии в десятом веке. «Оригами» в переводе с японского означает «ори» – складывание, «ками» – бумага.

Оригами складывание из бумаги фигур с соблюдением канонов (запрет использования разрезания и клея). Геометрия листа определяется каноном (квадрат) или творческим желанием (прямоугольник, треугольник, круг, многоугольники и т.д.).

Содержание творчества с бумагой основывается на законах математики, может охватывать самые различные тематики, удовлетворяющие детей обоего пола и разных возрастов. Моделями могут быть животные, птицы, цветы, коробочки и даже динозавры. Некоторые феноменальные фигурки машут крыльями или открывают рты.

Кроме того, оригамика является игрой – содержательной, удивительной по своей сущности и проявлениям (бумажный лист оживает), полезной и любимой детьми всех возрастов.

Складывание моделей из нескольких листов бумаги, соединяющихся между собой с помощью оригамных замкòв, применяется в модульном оригами (занимательный бумажный конструктор – моделирование).

Один из популяризаторов науки и автор множества книг по занимательной математике Мартин Гарднер восторженно отзывается об оригами: «Подобно тому, как прелесть восточной поэзии заключена в полноте выражения мысли и чувства при минимальном числе слов и весьма жёстких правилах стихосложения, точно также и оригами привлекает нас необычным реализмом своих произведений, хотя для создания их не требуется ничего кроме квадратного листа бумаги и пары искусных рук. Листок бумаги, согнутый вдоль ничем не примечательных геометрических линий, внезапно преображается, превращаясь на наших глазах в изящное миниатюрное произведение полу абстрактной скульптуры, поражающее нас своим совершенством».

Оригами – это радостное искусство, приносящее людям улыбки и хорошее настроение.

Оригами не только популярное развлечение и тренировка ума и рук, но и мощное педагогическое средство, применяемое в системе образования разных стран мира.

Складывание из бумаги применялось в школах во всем мире с конца XIX века. В Европе, Южной Америке, Великобритании, Северной Америке и Японии, где в 1880-х годах открылись первые детские сады, работавшие по методике Ф.Фребеля.

Знаменитый немецкий педагог, последователь Песталоцци, и основатель системы дошкольного образования Фридрих Фребель (1782-1852) первым предложил использовать складывание бумажного листа как метод для обучения детей основам геометрии.

Оригами распространилось в школах всего мира с различной степенью успеха. К сожалению, преподаватели зачастую не принимали во внимание объяснения Ф.Фребеля о важности игры с бумагой и использовали эту методику механически. Складывание превращалось в скучное повторение готовых образцов. О творчестве речь не шла.

В Японии идеи Фребеля соединились с японским традиционным оригами, включающим множество изящных фигурок.

Широкому и быстрому распространению Оригами в мире во второй половине XX века способствовало создание профессиональным японским оригамистом Акирой Йошидзавой универсальных и простых условных знаков, с помощью которых можно записывать схемы складывания любых фигур. После изобретения азбуки схемы складывания моделей мог «прочитать» без перевода человек любой национальности. Знаки стали международными.

Проблема использования оригами в школе состояла в том, что педагоги полностью игнорировали возможность создания детьми новых моделей в технике оригами. Творческое оригами не возникало и среди взрослых, пока в начале XX века поэт и философ М.Унамуно (Испания) и А. Йошидзава (Япония) в 1940-х годах не начали создавать собственные оригинальные модели. Йошидзава назвал это «творческим складыванием». При этом нельзя забывать, что творческий потенциал детей огромен.

Оригами – это такой вид деятельности, в котором равноценно задействованы обе руки (в отличие от письма и рисования, где доминирует ведущая рука).

Оригами развивает: мелкую моторику, координацию движений пальцев, сообразительность и смекалку, пространственное воображение, внимание и память, терпение и аккуратность, точность и глазомер, фантазию и творческий потенциал. При этом повышается и стабилизируется на высоком уровне психоэмоциональное состояние.

Торренс провел изучение креативности мышления и получил следующие результаты: креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие год-два и затем получает толчок в период предпубертата.

В соответствии с этим для развития творческих способностей детей рекомендуется заниматься оригами особенно детям младшего школьного возраста, что подтверждается также практикой.

Модели проведения занятий оригами.

Используются два основных способа проведения занятий оригами (возможно совмещение способов):

  • имитационный путь, когда «секрет» складывания передается из рук в руки, от педагога к ученикам – дети повторяют, продвигаясь шаг за шагом; педагог проверяет правильность складывания после каждого шага (универсальный метод для любого возраста);
  • путь освоения по схемам складывания – необходима предшествующая определенная имитационная стадия обучения (разъяснение условных символов и показ основных приемов складывания оригами).

Для освоения схем складывания применяются различные методики, включающие игры. Например, педагог, заранее предупредив и не говоря, последовательно чертит на доске или показывает серию схем. После каждой очередной схемы он показывает не само складывание, а только результат. Так можно поступать с большинством несложных моделей.

Для проверки и закрепления знаний применяются схемы с пропущенными условными знаками или умышленно внесёнными ошибками.

Методика проведения занятий оригами.

Дети на занятиях оригами осваивают ряд классических фигурок оригами, а также модульные фигурки из них и учатся моделировать. Также осваивается чтение чертежей. Многие дети изобретают оригамные фигурки.

В противоположность используемому в прежние времена репродуктивному методу преподавания, наряду с ним используется продуктивный (творческий) метод (сложность зависит от возраста и года обучения), использующий современные технологии: логические задачи, образно-логические цепочки – оригамные сказки, технологические игры, творческие задания (вплоть до изобретательства – частичного и полного).

Древнегреческому философу Аристотелю (384 – 322 гг. до н.э.) принадлежит мысль: «Познание начинается с удивления».

Ребёнка необходимо удивить и, тем самым, привлечь его внимание, поддержать и удержать его интерес, и, наконец, сделать заинтересованность ребёнка устойчивой привычкой на всю жизнь.

Для осуществления данной задачи используются фигурки раздела «феноменальное оригами» (действующие, летающие, плавающие модели оригами, забавы и фокусы) и «оригамные сказки» (образно-логический метод для запоминания последовательности операций изготовления модели)).

Курс занятий начинается с демонстрации образцов фигурок оригами разного уровня сложности, как классических, так и авторских.

Затем следует показ оригамной сказки – изготовление простой феноменальной фигурки, со сказочным комментарием схемы изготовления.

Следующий этап – совместное складывание показанной фигурки, при этом даются разъяснения относительно ориентации на листе бумаги: верх, низ, середина, угол и т.д.

Для развития воображения в процессе обучения используются различные задания. Например: дорисовывание не законченных рисунков или оформление готовых моделей оригами изобразительными средствами и т.п.

В заключении осуществляется игра с действующей фигуркой.

В дальнейшем, в зависимости от цели занятия, можно как демонстрировать образец фигурки перед складыванием, так и складывать без предварительного показа. На разных этапах можно предлагать детям высказывать предположения о том, что получится, где будет в дальнейшем, например, «спинка/животик» или на что похож промежуточный результат.

Можно использовать игру в «Соединялки» – соединение двух-трёх готовых фигурок, в результате чего получается новая фигурка. Например, вставив фигурку «Водяная бомбочка» в коробочку «Санбо», можно получить фигурку «Инопланетянин». Усложнение задания: показав образец собранной фигурки, можно предложить детям самим догадаться как соединяются части в целое. Подобное задание может быть и без показа, а только при обозначении фигурки словом.

Для разнообразия занятий можно использовать задания сложить фигурку: по готовой фигурке (с разрешением её развернуть); с закрытыми глазами; по словесному описанию схемы сложения (педагог переводит зрительные образы в понятия и поправляет действия детей по уговору, как «тепло» или «холодно»). Или, дети отворачиваются или зажмуриваются, а педагог выполняет одну или несколько оригамных операций, после чего дети с бòльшим или меньшим затруднением отгадывают, что было сделано.

Модульное оригами из традиционных фигурок (разработка Опаричевой С.В.).

Трансформация бумажного листа – оригами – исторически осуществляется в традиционных канонах. Мастера оригами используют исходные листы бумаги только квадратной формы. Они воздерживаются от разрезов, подклеивания и подрисовывания.

Столь жёсткие ограничения, тем не менее, позволили оригамистам, не нарушая исторически сложившиеся каноны, создать великое разнообразие фигурок, и даже целостные композиции.

Большое количество изобретенных фигурок оригами привело к концепции «оригами – идеальный конструктор (разнообразие форм из одной детали)». Расширение возможностей для конструирования происходит также за счет применения модульного оригами – соединение отдельных одинаковыхформ в единую формуи гетеромодульного оригами – соединение отдельных не одинаковых форм в единую форму(составное оригами).

Целостность конструкции обеспечивается возможностью зацепления модулей друг за друга (роль оригамных замкòв очень важна!).

Идея сборки фигурки или композиции из оригамных модулей расширила возможности классического оригами. По сути, эта инновация является пространственным моделированием, методом трансформации бумажного листа, которая особенно близка детям младшего школьного возраста, в силу возрастных особенностей.

Педагогический (дидактический) эффект от использования в образовательном процессе модульного оригами усилен методической инновацией. В качестве модулей использованы не абстрактные модули (без самостоятельной изобразительной ценности), а простые традиционные фигурки. Например: Стаканчик, Воздушный змей, Каркающая ворона, звезда Сюрикен и Двухтрубный пароход, знакомые детям и обладающие изобразительной ценностью.

        Эта инновация позволяет использовать модульное оригами на занятиях оригами с детьми самого раннего возраста и на самых первых занятиях, с объединением индивидуальной и коллективной форм деятельности.

По данной разработке был сделан ряд сообщений на семинарах и конференциях.

После стадии усвоения основных приемов оригами можно проводить упражнения, направленные на придумывание фигурок оригами, как индивидуальное, так и в парах и коллективное. При этом необходимо поощрять дивергентное мышление у каждого ребенка: «Давайте придумаем что-нибудь необычное, будьте изобретательны».

Педагогические наблюдения и психологические исследования подтверждают развитие творческих способностей у детей в процессе занятий оригами.

Кроме того, данный вид творчества предусматривает также совершенствование органов чувств (тренировка зрения, слуха и осязания) и управление эмоциями; удовлетворяетпотребность и стремление к деятельности, труду и знаниям; развивает координацию движений пальцев обеих рук и синхронизацию полушарий головного мозга (равноправно задействованы обе руки), фантазию и творческий потенциал, сообразительность, смекалку и интуицию; воспитывает терпение и аккуратность.

Занятия обладают благоприятными психолого-педагогическими преимуществами для развития и воспитания – естественный выход на социальную адаптацию.

Процесс является малозатратным, имеет достаточное обеспечение литературой и обладает неисчерпаемыми возможностями.

Полученные знания и умения пригодятся детям во многих областях деятельности в будущем: педагогам, врачам и биологам, математикам и философам, конструкторам и технологам, архитекторам и дизайнерам. Занятия детей оригами – важная составляющая успеха в их будущих профессиях.

Результатом обучения данному виду деятельности станет развитие творческого потенциала ребенка, а предельным результатом – способность воплотить в бумаге любые идеи. В дальнейшем эта способность останется с человеком на всю жизнь.



 

Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики

 

Практика показывает, что наиболее уязвимым местом в области физического воспитания дошкольников является развитие самостоятельности. Дети должны освоить и правильно выполнять разучиваемые в каждой возрастной группе движения Педагогу необходимо формировать у детей способность самостоятельно оценивать качество выполнения движений товарищей и своих собственных. На таких занятиях надо не только проявить интерес и в свободной деятельности использовать полученный двигательный опыт, но и творчески развить его, внести своё. На самостоятельных занятиях дети часто проявляются с совершенно неожиданной стороны, например, проявляются артистичность, музыкальность.

       Так развивающая двигательная среда нашего садика даёт возможность детям действовать по своему усмотрению на базе приобретённых знаний и умений в различных ситуациях:

    - Спортивный комплекс позволяет детям выполнять основные виды движений (лазанье по канату, шесту и лестнице, раскачивание и висы на кольцах и перекладине), а также проявлять творческую активность, демонстрируя свои умения и достижения.

   - Тренажёры в работе с детьми используются для развития физических качеств, совершенствования умений и навыков, повышения двигательной активности, улучшения физической работоспособности. Старшие дошкольники уже способны анализировать свои достижения и действия, контролировать своё самочувствие. Во время занятия на тренажёрах они не только стараются поддерживать высокий уровень двигательной активности, но и проявляют свои физические возможности: силу, ловкость, выносливость, а также самостоятельность, настойчивость и целеустремлённость. В работе со старшими дошкольниками в нашем саду используются велосипедный и гребной тренажёры, тренажёры «Диск здоровье» и «Ролик гимнастический», эспандеры, закреплённые на гимнастической лестнице и резиновые кольца

   - Наряду с заводскими тренажёрами мы широко используем своё оборудование из бросового и природного материала (разные массажёры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости и координации и др.). Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре. Кроме того, оно позволяет обойтись без существенных материальных затрат, что весьма важно в условиях недостаточного финансирования дошкольных учреждений

   - Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры. Для стимулирования двигательной активности в группе, на веранде и участке необходимо создавать полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу – «мачту» и т.п.) В дверных проёмах можно укрепить тренажёр «Попади в кольцо», на полу ярким скотчем сделать различные разметки. Желательно организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр. Кроме того, в группах хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений, состоящую из карточек, на которых схематично изображен план их выполнения.

    Для повышения эффективности физкультурных занятий используется картотека разнообразных игр, движений, упражнений, состоящая из карточек, на которых схематично изображены общеразвивающие упражнения, основные виды движений, элементы акробатики, и других подвижных игр

    Работа с карточками позволяет детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам. Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга Является их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на специальных карточках

    1. Использование схем-карточек при проведении утренней гимнастики

Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику дошкольных учреждений могут быть внедрены разные её типы и варианты как в содержательном плане, так и методике проведения. Хочу рассказать о применении карточек-схем на утренней гимнастике. Для второй младшей и средней групп мы используем следующий способ:

   - Разметили беговую дорожку вокруг здания детского сада. Разделили её на несколько этапов. Чтобы повысить активность, заинтересованность дошкольников, на каждом отрезке дорожки поставили картинки-подсказки. На них изобразили животных, выполняющих определённые движения. Например: на отрезке ходьба на носках показана лиса, на отрезке прыжки - заяц, на отрезке бег – лошадка. Дети заранее ознакомлены с персонажами-животными, знают какой вид движения надо выполнять. Двигаться начинают сразу же, как выходят на улицу.

Для старших групп мы используем карточки-схемы после проведения типовой зарядки для развития общефизической подготовки. Ребёнок получает карточку с изображением одного или двух снарядов или пособий. Например; - ходьба по буму; - лазание по гимнастической лестнице; - приседания; - прыжки в длину, и самостоятельно выполняют упражнения. На индивидуальной карточке символически изображается вид упражнения, количество повторений записывается кружками и цифрой. Темп указывается цветом: красный - быстро, синий - в среднем темпе, зелёный медленно. Инструктор находится у того снаряда, где дети нуждаются в его страховке.

2. Использование схем-карточек на занятиях физической культурой.

Учить работать по карточкам я начинаю со средней группы. На карточках для этой возрастной группы изображаются животные или знакомые предметы домашнего обихода. Например, изображены: лягушка - прыжки в приседе; колобок - перекатывание, мышка - ходьба на носках по гимнастической скамейке. Дети в конце занятия получают карточку и по команде инструктора идут выполнять задание. По сигналу - заканчивают выполнение упражнения и собираются в обозначенном месте.

При помощи карточек с изображением животных дети старшего возраста могут провести общеразвивающие упражнения на занятиях самостоятельно. Эти карточки в определённоё последовательности располагаются на специальной доске или фланелеграфе и на протяжении всей недели находятся на видном месте. Таким образом каждый ребёнок старшего возраста умеет самостоятельно воспроизводить весь комплекс, состоящий из 6 – 8 упражнений

Такие качества, как самостоятельность, умение ориентироваться в окружающей обстановке, оценивать свои физические качества развиваются при проведении физкультурных занятий по принципу круговой тренировки. Эффективность и значимость таких занятий определяется: моторной плотностью, формированием умений и навыков, развитием физических качеств, стимулированием индивидуальных особенностей, самостоятельности.

При проведении таких занятий я использую карты-схемы. Они раздаются каждому ребёнку или капитану команды. На карте схематично изображены спортивные снаряды. Дети изучают карту и по сигналу инструктора идут на первый этап. Выполняют упражнение и по сигналу делают переход к следующему снаряду.

Карточки-схемы применяются не только на занятиях по принципу круговой тренировки, но и как приём в сюжетных, игровых занятиях, занятиях - соревнованиях.

Карточки очень помогают и при обучении основным видам движений. Если ребёнок плохо овладевает, например, прыжком в высоту способом перешагивания, то ему даётся карточка с изображением подводящего упражнения. Или же наоборот, сильный физически ребёнок получает индивидуальную карточку и работает самостоятельно.

Только здесь надо обязательно помнить правило, что при подборе упражнений для занятий не воздействовать на одну и ту же группу мышц, что вызывает ненужную утомляемость, а распределить нагрузку на разные группы мышц и вариативно менять виды деятельности.

В конце занятия или по его ходу проводятся эстафеты, подвижные игры. Дети, соединяя карточки, составляют вариант игры-эстафеты, самостоятельно готовят эстафету, т.е. расставляют пособия. При проведении подвижных игр, мы часто пойманного игрока выводим из игры, и он пассивно стоит, наблюдая за игрой. У меня такой участник берёт карточку и выполняет задание (приседание или сгибание и разгибание рук, или прыжки на скакалках и т.д.) Ребёнок знает, что, выполняя простые упражнения, он становится более сильным и более ловким.

Рассказывать о карточках и их применении можно очень много. Благодаря умению детей пользоваться карточками, умению «читать» их, ориентироваться по ним, очень легко организовать физкультурные досуги: «Найти клад», «Прогулка по лесу», «Спасти Елену Прекрасную», «Форд Боярд».

Наш опыт показывает, что самостоятельный вид деятельности является важным источником активности и саморазвития ребёнка. В результате последовательно проводимой работы по обучению умения «считывать» задание-рисунок, схему - развивается инициатива у каждого ребёнка, желание как можно лучше выполнить задание.

Самостоятельная двигательная активность является критерием степени овладения двигательными умениями и навыками. Дети должны самостоятельно и творчески использовать весь арсенал игр и упражнений, разучиваемых во время организованных видов занятий, в своей самостоятельной деятельности.

Как сделать физкультурные занятия более интересными - вот вопрос который постоянно стоит перед педагогом . Известно: положительный эмоциональный настрой способствует более быстрому усвоению любого материала. Включение в занятия по физическому воспитанию загадок, считалок, поговорок способствует развитию интереса к подражательным упражнениям, а также желанию представить в воображении и показать в движении услышанное. Образно-игровые движения развивают способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фантазию и память. Кроме того, упражняясь в выполнении таких движений, дети развивают силу, ловкость, координацию движений, учатся ориентироваться в пространстве, приобретают навык двигаться в заданном темпе и ритме.

Что на типовом занятии, что на сюжетном или в форме круговой тренировки надо стараться к каждому упражнению подобрать слова. Но это не означает, что я только читаю стихи, поговорки. Нет, идёт объяснение упражнения, показ, выполнение и закрепление в форме игры. Я предпочитаю выполнение по объяснению. Оно содержит значительные преимущества, активизирует мыслительную деятельность детей, развивает самостоятельность

Например, обучение прыжкам в длину с места. Дети построены в шеренгу, перед ними «ручеёк». Инструктор говорит: «Прежде, чем прыгнуть через ручеёк, необходимо приготовиться. Покажите, как вы поставите ноги, чтобы стоять устойчиво и сильнее оттолкнуться. Правильно, ноги надо расставить и согнуть в коленях. Вы сейчас ещё приготовьтесь и перепрыгните через ручеёк, а я посмотрю, все ли правильно умеют приземляться». Дети выполняют, а инструктор подсказывает тем, кто действует неточно. Три-четыре раза прыжок выполняется под контролем взрослого, а затем три-четыре раза самостоятельно. При этом используются слова:

Видим, скачут по опушке

Две зелёные лягушки

Прыг-скок, прыг-скок

Прыгать с пятки на носок

Дети самостоятельно прыгают через «ручей»

Рано утром две лягушки умывались

И.П. - ноги врозь. Наклон, имитация умывания

Полотенцем растирались

Имитация растирания полотенцем спины

Ручками хлопали

Хлопки

Ножками топали

Топание

Вправо-влево наклонялись

Наклоны в стороны

И обратно возвращались

Самостоятельные прыжки в длину с места

А после проводится самостоятельная игра «Цапля»

Долго мы сидели в иле

И играть не выходили

Дети перепрыгивают «ручеёк» и прыгают в приседе

Цапля, где ты?

Зовут цаплю и прыгают назад через «ручей»

На этом примере я хочу показать, как дети выполняли прыжки в длину с места

- под контролем инструктора (обучение)

- самоанализ (закрепление, включая самоанализ)

- в игровой форме (совершенствование в игре)

И, казалось бы, много повторений (10 - 15 раз) для ребёнка должно быть скучно, не интересно, утомительно. Но нет, дети эмоционально всё воспринимают, и упражнение выполняется легко. Нагрузка дозирована, она сочетается со спокойными действиями. И здесь помогло художественное слово. Можно смело переходить к следующему виду движений на этом занятии. Здесь есть правило: - смена движений происходит только по определённому сигналу. Инструктор не говорит детям, что надо делать. Они сами, слушая текст, действуют соответственно ему.

Безусловно, ведущая роль на физкультурном занятии отводится инструктору. Но воспитатель, зная методику, может проследить за качеством выполнения общеразвивающих упражнений, помочь регулировать физическую нагрузку для каждого ребёнка. Происходит взаимообогощение практическим опытом специалиста по физической культуре и педагога.

Занятия с речевым содержанием требуют особой подготовки. Надо не только продумать занятие, подобрать упражнение и игры, но ещё и выучить текст. И здесь необходима помощь воспитателя. Инструктор знакомит воспитателя с содержанием занятия и утренней гимнастики. Некоторым словам воспитатель учит детей в играх, которые предлагает инструктор. А так же и сам воспитатель при проведении инструктором занятия или утренней гимнастики зачитывает слова. Такая взаимосвязь поможет решить одну из главных задач воспитательного процесса - качественный подход к проведению занятий, повысить их плотность, улучшить работу по развитию двигательной активности вне занятий.

Итак, я хочу подвести итоги по своей теме «Использование нетрадиционных форм организации двигательной активности детей на занятиях в ДОУ»

1. С применением карточек-схем и художественного слова на занятиях повысилась моторная плотность

2. У детей создан устойчивый интерес к физкультурным занятиям и утренним гимнастикам

3. Дети творчески и осмысленно относятся к выполнению движений

4. Развивается самостоятельность и самоконтроль

5. Применение нетрадиционных форм не мешает, а помогает добиваться техничного выполнения упражнений

6. Дети хорошо справляются с нормативами по физической культуре

Рекомендации:

1. Составляя план занятия, необходимо тщательно продумать его цель

2. Сформировать задачи по отработке движений с применением карточек или художественного слова, которые должны включать следующие моменты:

- создание положительного эмоционального настроения

- совершенствование определённых умений и навыков, а также дыхания

- закрепление определённых движений

- развитие творческого воображения

3. Надо очень тщательно готовиться к таким занятиям

- подобрать необходимый практический и теоретический материал

- составить подробный план-конспект занятия

- подобрать музыку и текст, связанный с содержанием занятия

- провести подготовительную работу с детьми на занятиях по физической культуре и режимных моментах (прогулках, утренней гимнастики, физкульт. минутках и т.д.)

После всего выше сказанного хочется добавить, что необходимо внимательно изучать теоретические основы методики физического воспитания и на их основе строить педагогический процесс, не забывая, что главный показатель удачно проведённого занятия - улыбающиеся лица детей, выходящих из спортивного зала.